Педагогическая поддержка «трудных» подростков
В последние годы во всех сферах жизни и образовательного процесса происходят изменения, которые приводят к различным поведенческим отклонениям, росту алкоголизма, токсикомании, наркомании, сексуальной девиации.
Подростки всё больше отличаются отчуждённостью, тревожностью, духовным опустошенностью, ведущей к цинизму, жестокости, агрессивности.
Девиантное поведение - это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальных норм и ожиданий. Провоцируют девиантное поведение социально-экономические условия, семейно-бытовые и межличностные отношения, социально-культурное окружение, общение людей друг с другом.
Выделяют причины девиантного поведения:
- Наследственность
- Социальную среду
- Обучение
- Воспитание
- Социальную активность
- Биологические факторы (физиологические особенности ребёнка, т.е. неустойчивость жизненно важных систем организма)
- Психологический фактор (особенности темперамента, акцентуации характера, что влечёт за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок)
- Социальный фактор (взаимодействие подростка с социумом)
Выделяют несколько мотивов плохого поведения
Привлечение внимания |
Власть |
Месть |
Избегание неудач |
|
Социальные причины |
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению |
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного поведения в окружении ребёнка |
Рост насилия в обществе |
Слишком высокие требования родителей и учителей. |
Сущность поведения |
Получать особое внимание |
«Ты мне ничего не сделаешь» |
Вредит в ответ на обиду. |
«Не буду пробовать, всё равно не получится» |
Сильные стороны поведения |
Потребность в контакте с учителем |
Смелость, сопротивление влияниям |
Способность защищать себя от боли и обид |
Нет |
Реакция учителя: эмоции |
Раздражение негодование |
Гнев негодование, может быть страх |
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху |
Профессиональная беспомощность |
Реакция учителя: импульс |
Сделать замечание |
Прекратить выходку с помощью физического действия |
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации |
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста. |
Реакция ученика |
Временно прекращает |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать |
Способы предотвращения |
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение. |
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций. |
Строить отношения с учеником по принципу заботы о нём |
Поддержка ученика, чтобы его установка « Я не могу» сменилась на установку «Я могу» |
С.А. Беличева говорит о следующей структуре школьной дезадаптация при девиантном поведении
Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижение в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией;Создана технология педагогической поддержки трудных подростков
Технология осуществления педагогической поддержки.
Педагог может оказать поддержку в решении проблем подростка по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей – умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и самореабилитации.
I этап (диагностический) – фиксация факта, сигнала проблемности, установление контакта с ребенком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости её для ребёнка;
II этап (поисковый)-организация совместно с ребёнком поиска причин возникновения проблемы;
III этап (договорной) - проектирование действий педагога и ребёнка (разделение функций и ответственности по решению проблем);
IV этап (деятельностный) - действует и сам ребёнок и педагог (одобрение действий ребёнка, стимулирование инициативы и действий);
V этап (рефлексивный) - совместное с ребёнком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднений, осмысление нового опыта жизнедеятельности.
Если в своей деятельности использовать данную технологию и делать это систематически, вы обязательно достигните хорошего результата. Желаю успехов! Спасибо за внимание!
Мотивы плохого поведения
Привлечение внимания |
Власть |
Месть |
Избегание неудач |
|
Социальные причины |
Эмоциональная холодность родителей, внимание уделяется плохому, а не хорошему поведению |
Мода на сильную личность, отсутствие примеров конструктивного поведения в окружении ребёнка |
Рост насилия в обществе |
Слишком высокие требования родителей и учителей. |
Сущность поведения |
Получать особое внимание |
«Ты мне ничего не сделаешь» |
Вредит в ответ на обиду. |
«Не буду пробовать, всё равно не получится» |
Сильные стороны поведения |
Потребность в контакте с учителем |
Смелость, сопротивление влияниям |
Способность защищать себя от боли и обид |
нет |
Реакция учителя: эмоции |
Раздражение негодование |
Гнев негодование, может быть страх |
Обида, боль, опустошение в дополнение к негодованию и страху |
Профессиональная беспомощность |
Реакция учителя: импульс |
Сделать замечание |
Прекратить выходку с помощью физического действия |
Немедленно ответить силой или уйти из ситуации |
Оправдаться и объяснить неудачу с помощью специалиста. |
Реакция ученика |
Временно прекращает |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Прекращает выходку, когда сам решит |
Попадает в зависимость от учителя; продолжает ничего не делать |
Способы предотвращения |
Учить детей привлекать к себе внимание приемлемыми способами; оказывать внимание за хорошее поведение. |
Уходить от конфронтации; отдавать часть своих организационных функций. |
Строить отношения с учеником по принципу заботы о нём |
Поддержка ученика, чтобы его установка « Я не могу» сменилась на установку «Я могу» |